Буденновская порода лошадей


Советское коневодство неразрывно связано с одним из первых маршалов Советского Союза С. М. Будённым (1883-1973). Знаток и страстный поклонник лошадей, ещё на срочной царской службе признанный лучшим наездником своего драгунского полка, он прекрасно понимал роль и значение лошадей в современном мире и после революции и гражданской войны, занимая руководящие должности, всячески способствовал созданию первых отечественных конезаводов в молодой Советской Республике. С его именем связано появление одной из первых советских конных пород верхово-упряжного типа, названной в его честь «буденновской».

Как всё начиналось

Ещё до революции, в конце XIX века, в частных коннозаводческих хозяйствах Области Войска Донского скрещивали кобылиц местной донской породы с английскими жеребцами чистокровной верховой – то есть, велась та работа, которую потом взяли за основу при выведении новой породы. И хотя её вряд ли можно назвать целенаправленной, поскольку зачастую она носила бессистемный и хаотичный характер и не влекла за собой изменения в технологии содержания поголовья, но некоторый опыт всё же был накоплен. Возможно, если бы не бурные события начала ХХ века, история породы пошла бы совсем по другому пути, но в этом случае весьма уместно вспомнить поговорку «не было бы счастья да несчастье помогло»…

В конце 1920 года в Сальских степях, расположенных между низовьем Дона и Северным Кавказом, на базе зимовников и землях, до революции принадлежавших коннозаводчикам Королькову и Попову, были организованы первые пять государственных конезаводов, ставшие основой для развития советского коневодства. Перед двумя из них стояла задача, казавшаяся невыполнимой: вывести полукровную породу лошадей для молодой Красной армии, куда набирали людей, часто не имевших опыта общения с конями (в отличие от царской кавалерии, где служили опытные конники). Особенно подчёркивалось, что порода должна была быть простой в обращении и неприхотливой. Работу следовало начинать практически «с нуля»: наработки дореволюционного коневодства были по большей части утеряны, а первая мировая и гражданская войны привели к тому, что лошадей в коневодческих хозяйствах почти не осталось. Те же, что уцелели во время ожесточённых конных сражений, полуодичали (как, например, косяк жеребца Буслая, состоявший из 23 маток), и определить их породность можно было лишь по сохранившимся таврам владельцев, немногочисленным документам и по воспоминаниям бывших работников конезаводов и самих немногочисленных коннозаводчиков, не ушедших с белой армией за границу. Кроме того, сами конезаводы не раз подвергались жестоким реквизициям со стороны военных, забиравших для нужд ещё продолжавшейся гражданской войны чуть ли не всё с невероятным трудом собираемое ценное поголовье.

Неизвестно, как обернулось бы дело, если бы не энергия и бурная деятельность С. М. Будённого, назначенного в это время членом Реввоеннсовета новообразованного Северо-Кавказского военного округа (на фото: С. М. Будённый в 1921 году).

С. М. Будённый
С. М. Будённый

По его инициативе заводы были подчинены новому управлению, имевшему статус военного, на них появились специалисты, работавшие в своё время на конезаводах дореволюционной России и оставшиеся на службе у Советской власти, и лояльные к ней бывшие царские офицеры. Начальниками конезаводов были назначены его ближайшие сподвижники – так, конезавод, названный в 1924 году именем Будённого, возглавил бывший комбриг-конармеец М. В. Чумаков. В заводы передали часть консостава Первой Конной армии и станичных табунов, издавна выращивавших дончаков, примерно в это же время поймали уже упоминавшегося Буслая с его косяком и бурого жеребца Бордо, сыгравших немалую роль в становлении новой породы. Были также использованы технология и результаты дореволюционной работы с донскими лошадьми. Поскольку главными достоинствами в создаваемом виде, помимо контактности и неприхотливости, должны были быть также резвость и выносливость, на заводах решили развивать именно эти качества, но уже целенаправленно.

За основу были взяты наиболее ценные экземпляры донской и черноморской пород, которых скрестили с английскими верховыми жеребцами. Привлекалась к созданию нового вида и тракененская порода лошадей. Применялось только межродовое спаривание, родственное было исключено сразу. При селекции использовалось около сотни английских жеребцов, но только потомство пяти из них – Кокаса, Инферно, Чарли Тзе Болда, Симпатяги и Светца – стало родоначальниками нового вида. Первые результаты, полученные в начале 20-х годов, показали коннозаводчикам, что они находятся на верном пути.

Одновременно с опытной селекцией, по большей части от безысходности на фоне общей разрухи, стала разрабатываться методика выращивания и разведения лошадей новой породы – то, чего не хватало при первых, ещё дореволюционных опытах. Так родился необычный и прогрессивный на тот момент метод культурно-табунного воспитания. Исходным положением стал тот факт, что наследственность у помесей бывает двух типов: двойственная и расшатанная. Определённо направленным воспитанием можно усилить у них наследственность отцовской или материнской линии, а затем, объединив их, создать необходимые качества, которые затем закрепятся в породе и будут передаваться потомству. Для этих целей табунно-заводское содержание подходило как нельзя лучше и выглядело выходом из тупика в условиях ежедневных лишений и голода, поскольку не было необходимости тратить время и дефицитные корма на восстановление упитанности лошадей после зимы или засушливого лета.

На практике это привело к формированию двух видов табунов – по линиям жеребцов и маточных, – куда вёлся очень строгий отбор. Сначала подбирались лошади с наиболее ярко выраженными нужными для нового вида качествами, затем из первых помесей в производящий состав зачислялось около 10% кобыл и 5% жеребцов, и в них стремились закрепить следующие видовые отличия:

  1. необычную рыже-золотистую масть.
  2. крупный рост и массивное телосложение в сочетании с восточной породистостью.
  3. формы, присущие представителям верховых пород.

В итоге получались лошади разных типов, над которыми велась дальнейшая работа – как по нужным признакам, так и по улучшению отдельных полезных для хозяйства качеств.

Испытывали новую породу непосредственно под сёдлами командиров Красной армии и слушателей Высшей кавалерийской школы. Самые ценные лошади, имевшие племенное значение, после тщательной проверки возвращались на завод для дальнейшего использования в роли производителей. И даже после официального утверждения породы под названием «будённовская», состоявшегося 15 ноября 1948 года, продолжалась прерванная Великой Отечественной войной работа над её улучшением. На тот момент выделилось четыре лучших линии жеребцов – Бежы, Браслета, Чимкента и Кодекса. В 50-х годах появилась ещё одна линия – Рубильника (представителя знаменитой на весь мир линии Дарк Рональда), жеребца, отличавшегося невероятной работоспособностью, но обладавшего сложным характером. Однако именно благодаря ему удалось улучшить потомство четырёх ведущих линий.

Судьба породы

До 50-х годов ХХ века будённовская порода использовалась в армии и как улучшатель рабочее-пользовательских лошадей. В 50-х-60-х годах в её истории началась новая глава. Кавалерия, для которой она выводилась, отошла в прошлое, в сельском хозяйстве, постепенно преодолевавшем военную разруху, появились лошади-тяжеловозы. На фоне развития техники и автоматизации сельскохозяйственных отраслей стало казаться, что многолетние усилия советского коневодства пропадут даром и порода обречена на забвение и вымирание, однако для неё неожиданно пришло спасение в виде конного спорта, где достоинства лошади оказались как нельзя более востребованы. Будённовок начали использовать в этом направлении, и вскоре они показали столь впечатляющие результаты, что в её будущем уже не осталось никаких сомнений. В конезаводах имени Будённого и Первой Конной армии, где начиналось рождение породы, были основаны спортивные отделения, а в 60-х годах, помимо Рубильника, в них появились потомки ещё двух всемирно прославленных спортивных линий – Тедди и Блэндфорда. Сегодня будённовская порода уверенно занимает третье место (10-14%) среди общего поголовья спортивных пород, уступив первые два лишь чистокровной верховой и тракененской, и ещё с советских времён очень популярна на мировом уровне. Её изображение даже было размещено на советской почтовой марке достоинством в 16 копеек.

Будённовская лошадь принесла советскому конному спорту немало почётных наград. Жеребец Рейс дважды – в 1974 и 1975 годах – становился абсолютным чемпионом СССР в конкуре и принимал участие в Московской Олимпиаде 1980 года. Не отстал от него и его сын по кличке Ритмичный, на котором американская спортсменка М. Гарсон неоднократно становилась победительницей и призёром крупнейших международных соревнований по конкуру. В 1978 и 1979 годах буденновки выигрывали Большие Всесоюзные призы (Дерби). Среди её представителей есть трижды венчанные лошади, выигравшие призы в возрасте 2-4 года в течение трёх сезонов подряд – Рэтив, Землемер и Бенжир. Хорошо показала себя порода и в стипль-чезе: жеребцы Прибой, Эрудит и кобыла Бусинка не раз становились победителями Большого Пардубицкого стипль-чеза (Чехословакия).

Помимо спорта, буденновку используют для улучшения местных рабочих верховых лошадей. Её можно увидеть не только под седлом на прогулке, но и в упряжи, на транспортных и сельскохозяйственных работах: благодаря своим качествам она считается разносторонней породой. Наилучшее поголовье сосредоточено на трёх заводах Ростовской области: им. Будённого, им. Первой Конной армии и на Юловском конезаводе – бывшем 3-м отделении конезавода им. Будённого (пос. Юловский Сальского р-на Ростовской области). На начало XXI века 30 голов буденовской породы находилось на Сальском конезаводе им. Кирова. Часть поголовья сосредоточена в Калмыкии. Стоимость лошади очень высока: при торговых сделках за неё просят от 200-250 тыс. российских рублей.

Будённовская лошадь сегодня

За всю историю породы было выработано три её типа, существующих и поныне:

  1. массивный (или густой). У лошадей, его представляющих, чуть грубоватый и простоватый вид, хорошо развитый костяк и очень крепкая конституция, отвечающая названию типа.
  2. восточный. Эти лошади более требовательны к своему содержанию и обладают следующими неповторимыми признаками: округлостью форм, крепкой, но суховатой конституцией, своеобразной восточной породистостью и золотистым оттенком рыжей или гнедой масти, унаследованной ими от кобылиц донской породы. Такой окрас придаёт буденновкам очень нарядный и праздничный вид. При всём этом они имеют энергичный темперамент, добрый покладистый нрав и работоспособны.
  3. средний (или характерный). У его представителей – сухая здоровая конституция, средняя массивность, хорошая мускулатура и способность развивать выдающийся быстрый аллюр. В этом типе признаки чистых пород проявляются, пожалуй, наиболее ярко.

Имеются отличия и в зависимости от места выведения. Для лошадей Юловского конезавода характерны элегантность и точное соответствие видовым стандартам, лошадям конезавода им. Будённого присущи широкотелость, мускулистость и золотисто-рыжая масть, а у лошадей, вышедших из конюшен завода им. Первой Конной армии, крупная голова, лёгкая угловатость и преимущественно гнедая масть. Лучше всего эти отличия видны на представленных ниже фото.

2___8s5m2ya8algal2vjt159

 

Иногда встречаются смешанные типы, среди которых наиболее ценятся лошади, сочетающие черты массивного и восточного. Общие же признаки будённовской породы, присущие всем типам, таковы:

  1. прямой или несколько вогнутый профиль, длинный затылок и широко расставленные развитые ганаши.
  2. длинная, высоко поставленная и нередко изогнутая шея.
  3. средняя или высокая холка (рост кобылы — минимум 162, а жеребца – 164 см.) с часто встречающейся незначительной уложиной.
  4. относительно короткая, широкая и ровная спина и мускулистая поясница.
  5. длинный круп.
  6. костистые сухие ноги.
  7. копыта средней величины, иногда – с белыми отметинами.
  8. преобладающие гнедая и рыжая масть всех оттенков – от песочной до терракотовой.

Однако порода не свободна от недостатков, над исправлением которых по-прежнему ведётся работа. Касаются они в основном постановки и строения ног.

Из присущих ей качеств специалисты выделяют добрый нрав и горячий темперамент, сочетающийся с послушанием, терпеливостью, спокойствием, уравновешенностью и умом. Это неудивительно: такие качества – итог табунного воспитания, при котором своенравные, непослушные или плохо управляемые лошади исключаются из табуна. Кроме того, буденновской породе свойственны резвость (она считается одной из лучших в мире по этому качеству), прыгучесть, выносливость и способность выдерживать огромные нагрузки. Большим плюсом является присущее породе долголетие с сохранением до самой старости работоспособности и здоровья как следствие всё того же табунного содержания. Также отмечаются её верность и привязчивость к одному хозяину, что в конном спорте считается скорее минусом, нежели достоинством, и впечатлительность.

В плане кормления буденовскую лошадь относят к нетребовательным породам, особенно при сравнении с зарубежными спортивными видами, однако специалисты вполне резонно отмечают, что молодняк нуждается в более обильном корме, чем старшие лошади, поскольку у него привес и прирост зависит от возраста. Чем моложе жеребята и чем усиленней тренировки и моцион, тем обильнее и качественнее их следует кормить. В то же время следует организовать питание лошадей так, чтобы не допустить перекорма, иначе владельцы столкнутся с такими проблемами своих подопечных, как ожирение, задержка роста и слабость сухожильно-связочного аппарата. Особое внимание следует уделять составу корма, его усваиваемости и питательности. Сбалансированность по всем веществам, требуемая при содержании и разведении любого животного в домашнем и производственном хозяйстве, при выращивании спортивной будённовской лошади играет очень важную роль.

Некоторые особенности содержания и разведения

Лошадь будённовской породы по-прежнему разводят табунным или крупногрупповым способом, при котором матки содержатся вместе с молодняком. До 4-5 месяцев жеребята находятся на подсосе, получая растительные корма как добавку к материнскому молоку, а после полугода они окончательно переходят на растительный корм. Отъём жеребят производится в сентябре, причём отымается весь молодняк, рождённый с февраля по май, затем происходит формирование новых табунов по половому признаку. Из лучших представителей формируются культгруппы, затем таких лошадей отправляют в скаковые отделения или используют на племенной работе. В денниках жеребята содержатся обычно попарно, у каждого есть своя кличка. Особенность племенной работы заключается ещё и в том, что в ней стараются использовать лошадей-чемпионов, успешно проявивших себя в конном спорте – тех же Рейса, Пинцета, Изюма, Дерзкого и ещё целую плеяду жеребцов, составляющих законную гордость всей породы.

Породистость лошади подтверждается паспортом, который выдаётся ВНИИ коневодства. Он же производит ежегодную оценку производителей, используемых  в работе, по качеству потомства. С 1951 года ведётся государственная племенная книга вида, в некоторые тома которой записываются не только лошади, но и селекционная программа для племенного ядра, рассчитанная на несколько лет.

С двухлетнего возраста молодняк испытывается в гладких скачках на Ростовском ипподроме. Испытания проходят не все лошади, а специально отобранная часть – примерно 15-25%. Такой избирательный подход, по мнению заводчиков, позволяет культивировать в породе качества, обеспечивающие способность организма выдерживать большие нагрузки. Большая часть производителей, используемых в работе, прошли скаковые испытания, в маточных же составах испытания прошли более 50% кобыл. Все они показали высокую работоспособность и отличные качества.

Заключение

«Рождение» будённовской лошади – огромный вклад советских коннозаводчиков в мировое коневодство, обогатившееся во многом уникальной породой, о которой когда-то сказали, что она «рвёт все стереотипы о скаковых лошадях». Называют её также «лошадью из параллельного мира» и «лучшей лошадью на свете», и эти характеристики, пусть и восторженно преувеличенные, как нельзя лучше говорят о породе и впечатлении, которое она оставляет после себя. Если вспомнить, в какое суровое время и в каких жёстких, порой невыносимых условиях началась работа над ней, можно смело назвать создание этой породы подвигом. И вряд ли это будет сильным преувеличением. Тем более отрадно сознавать, что эта лошадь по-прежнему востребована и на постсоветском пространстве, и за рубежом, а конезаводы, пережив непростые 90-е годы, сумели сохранить поголовье и технологию выращивания и продолжают свою работу. А это значит, что исчезновение и вырождение будённовской породе не грозит.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *