Обзор породы лошадей Першерон
При слове «лошадь» многие люди сразу представляют себе лёгкое, быстроногое, красивое и грациозное животное, сопровождающее человека подобно духу свободы и полёта на протяжении всей его нелёгкой истории. Действительно, в этом создании словно воплотилось вековечное стремление человечества к идеалу и гармонии. Однако есть категория лошадей, которая не может похвастаться подобными качествами. О них не слагают песен, их не воспевают в стихах, но без них жизнь и труд были бы куда как более сложны и непосильны. Речь идёт о лошадях-тяжеловозах, которые с глубокой древности использовались для перевозки непосильных грузов и обработки тяжёлых, часто неподатливых и непригодных для вспашки земель. В этой категории существует немало прекрасно зарекомендовавших себя пород, и одно из первых мест среди них занимает першерон.
Немного истории
История породы першерон теряется в глубине веков. Принято считать, что её вывели в начале XIX века в северо-западной французской провинции Перш, издавна славившейся своими климатом и коневодческими традициями, однако ещё в средние века существовала т. н. «древняя лошадь Перша», которая отличалась средним ростом, крепостью конституции, огромной силой и невероятной работоспособностью. Многие исследователи полагают, что именно она была тем самым рыцарским конём, который мог легко мчать всадника в тяжёлых доспехах без остановки в течение долгого времени. То есть, согласно этой версии, современный першерон – это потомок рыцарских коней, переквалифицировавшихся с исчезновением рыцарства в упряжных лошадей.
Неясно также, кто из пород участвовал в создании першеронов. Их выводили на протяжении нескольких веков, каждый раз учитывая нужды времени. Достоверно известно, что в першеронах течёт кровь арабских лошадей, попавших во Францию ещё во времена первого крестового похода. Кроме того, с 1760 года першским коневодам было разрешено использовать для развития породы арабских жеребцов государственного конезавода Ле Пен, расположенного в соседней Нормандии. Также предполагается, что, помимо арабов, лошадь Перша скрещивали с датскими, полукровными английскими и некоторыми французскими аборигенными породами (например, с бретонской и булонской).
Бурные события французской истории не прошли даром не только для людей, но и для животных. Во времена Великой Французской революции порода почти целиком погибла, но в 1803 году Наполеон Бонапарт, будучи ещё консулом, специальным декретом приказал её восстановить. Работа по разведению вида возобновилась, а в 1820 году во вновь отстроенные конезаводы Перша завезли партию арабских и турецких жеребцов. Последние, особенно жеребцы по кличке Галлиполи и Жан ле Блан (его потомок), сыграли значительную роль в формировании современного породного облика французских тяжеловозов.
В 1826 году состоялась первая выставка першеронов, на которой конезаводчики представили более 70 племенных особей – результат своего многолетнего кропотливого труда. Их труд оценили по достоинству – почти каждая вторая лошадь получила приз. Немалую роль в достижении такого признания сыграла специально разработанная технология выращивания, согласно которой жеребят в пяти- или шестимесячном возрасте отнимали от матки и продавали на фермы-элеверы – хозяйства, занимавшиеся доращиванием и последующей продажей молодняка. На этих элеверах жеребёнка растили до полутора лет, после чего начинали приучать к работе. В трёхлетнем возрасте молодой першерон перепродавался другому хозяйству, а в 4-5 лет продавался как уже сформировавшаяся лошадь.
Помимо тяжёлых сельскохозяйственных работ, першеронов использовали и в почтовой сфере как запряжную лошадь для почтовых дилижансов, курсировавших между городами. Они справлялись с этим делом столь блестяще, что с ними не могла сравниться ни одна быстроногая красавица лошадь самой чистой породы. Но в 1838 году, когда во Франции начали строить первую железную дорогу, першеронам, как и их далёким предкам, пришлось переквалифицироваться, впрягшись в первые городские омнибусы. Першероны и с этим заданием справились так, что только для одного парижского городского транспортного хозяйства ежегодно приобреталось до 4 тысяч тяжеловозов. В 1883 году было создано Общество першеронских коневодов и выпущен первый том студбука, в который занесли 530 рождённых в Перше лошадей, имевших отчётливые видовые признаки. С этого момента совершенствование першерона велось путём разведения внутри породы с записью в студбуке лишь тех лошадей, чьи предки упоминались в первом томе. Примерно в это же время першероны стали распространяться по всей Европе, ещё раньше – в 1815 году – они попали в Северную Америку, а в 1891 году – в Россию, где их разведением сразу занялись на знаменитом Хреновском конезаводе (Воронежская область). Его специалисты не только сохранили в чистоте породу, но и вывели несколько своих линий, тем самым ещё более улучшив исходный вид и приспособив его для нужд российской, а затем и советской действительности. Впоследствии першеронов стали выращивать и на других племенных фермах Воронежской, Тамбовской и Брянской областей, а во время войны, в 1941 году, в Ульяновске для эвакуированных из Воронежа специалистов-коневодов был создан Октябрьский завод, где начали заниматься исключительно чистопородным разведением першеронов. Завод просуществовал до 2011 года, внеся немалый вклад в развитие, сохранение и улучшение породы, затем его продали вместе с имевшимся на тот момент поголовьем в счёт оплаты долгов предприятия.
Несмотря на период спада популярности, пришедшийся на 60-е – 70-е годы ХХ столетия и связанный с механизацией производства, першерон по-прежнему является одной из наиболее узнаваемых и востребованных тяжёлых пород. В одной только Франции насчитывается около 4,5 тысяч маток, а доля першеронов в канадском и американском поголовьях до сих пор составляет примерно 75%.
Першерон сегодня
Современный французский першерон распространён практически во всех уголках планеты от Канады до Австралии. По ряду качеств он является уникальным животным, поскольку в нём гармонично соединяется на первый взгляд несоединимое: массивность тяжеловоза и сухость и лёгкость движений скакуна. Породу разделяют на три типа: малый, средний и большой. Малые першероны имеют средний рост и отличаются легким ходом, их чаще всего используют в конной езде и в упряжках. Большие першероны полностью отвечают человеческому представлению о лошаде-тяжеловозе: высокие, массивные и плотные. Но наиболее распространён в мире второй тип – средний, совмещающий в себе качества обеих типов.
В общем же породе присущи следующие экстерьерные признаки:
- рост от 158 до 175 см., вес – от 700 до 900 кг. Зафиксирован случай, когда першерон достигал 213 см.роста и весил 1,3 тонны.
- крупная, но вместе с тем изящная голова с широким лбом и прямым профилем.
- длинные мягкие уши и плоский нос.
- хорошо развитая, чуть приподнятая холка.
- широкая и глубокая грудь.
- удлинённый, прямой и чуть раздвоенный круп.
- округлые рёбра.
- сухие мускулистые ноги с сильными суставами.
- короткие и прямые спина и поясница.
- неявная выраженность ножных щёток (иногда можно встретить утверждение, что их нет вообще).
- крепкие копыта и короткая и широкая пясть.
- пушистый, слегка низко посаженный хвост. Интересный факт: на протяжении всей истории породы першеронам купировали хвосты, объясняя это тем, что они могут запутаться в упряжи. Однако это оборачивалось для лошадей постоянными мучениями, поскольку купирование лишало их естественной защиты от насекомых, да и сама процедура была не из приятных. Ситуацию спасло лишь вмешательство защитников животных, которые в 1996 году добились запрета этой традиции.
- преимущественно серая масть, «подаренная» тяжеловозу арабскими лошадьми. Встречаются также вороная масть и намного реже – чалая и рыжая.
Составлять словесное описание всегда сложно, поэтому в подтверждение наших слов мы предлагаем вам посмотреть вот на эти фото, на которых представлены першероны основных мастей.
Помимо экстерьера, першерон выделяется и такими высокоценимыми качествами:
- добрым спокойным нравом.
- неприхотливостью и нетребовательностью к кормлению и содержанию.
- плодовитостью и хорошей выживаемостью молодняка (75-85%).
- долгожительством (срок жизни першерона составляет 22-25 лет).
- огромной силой и выносливостью (в своё время, запряжённые в омнибусы, эти лошади каждый день проходили около 65 км).
- прекрасными адаптационными качествами к любому климату, благодаря чему на конезаводах першеронов держат на пастбищах почти круглый год и загоняют в конюшни лишь при очень сильных ненастье или холодах.
- быстрой реакцией.
- умом, понятливостью, чуткостью.
- огромным терпением.
- природной устойчивостью ко многим заболеваниям.
Неудивительно, что даже сейчас его цена на международном рынке достаточно высока. Молодая лошадь пяти-десяти лет от роду оценивается не ниже чем в 8-10 тыс. долларов, а некоторые – и в 15 тыс. Наиболее высокая цена – у жеребцов с родословной. В России стоимость лошадей зависит от возраста и степени их обученности и также колеблется от 2 (цена шестимесячного жеребёнка) до 10 тыс. долларов.
Выращивание першеронов не представляет особого труда, однако следует постоянно помнить о вольном способе разведения, поэтому уже с малого возраста жеребята должны иметь выгул. Также имеет большое значение правильное полноценное кормление, для чего нужно подбирать качественные пастбища.
Заключение
В одном из стихотворений Сергей Есенин, страстный поклонник лошадей, боялся, что живых коней победит «стальная конница». Одно время казалось, что так и произойдёт. Однако, на счастье, поэт ошибся: в наше время лошади – в частности, першероны – популярны так же, как и в прежние времена. Пусть они не доставляют по бездорожью почту и не возят пассажиров в городах, но без них по-прежнему не обходится ни одно сельское хозяйство в любой, даже самой развитой стране мира. Першероны востребованы в индустрии развлечений: их парные упряжки встречаются, например, во всех парках американского Диснейленда. Иногда их используют в рекламе: например, в конце 90-х – начале 2000-х годов четвёрка першеронов классической серой масти с ездоками, одетыми в костюмы эпохи Петра Первого, возила по Санкт-Петербургу огромную рекламную бочку пивоваренной фирмы «Балтика» . Нашлось место першеронам и в цирке – так, в начале XXI века был очень популярен номер с обручами, который исполняла на першероне известная российская эквилибристка и дрессировщица Яна Шаникова. Кроме того, даже простое наблюдение за такой лошадью действует умиротворяющее на современного человека, подверженного различного рода стрессам. А это значит, что лошади – и, в частности, першероны – не исчезнут из жизни человека ещё очень долгое время.