Тракененская порода лошадей


Не раз в наших материалах по истории различных пород лошадей упоминалась тракененская лошадь, которой вы можете полюбоваться на представленном ниже фото.

(фото – лошадь тракененской породы)
(фото – лошадь тракененской породы)

Однако, по нашему скромному мнению, простое упоминание о ней, пусть и как улучшителя многих пород – это как минимум несправедливо, потому что:

  1. лошадь тракен – одна из старейших чистокровных пород мира.
  2. это – единственная порода, которую разводят в чистоте, без дополнительных улучшений со стороны других пород.
  3. в качестве спортивной породы она являлась неоднократной победительницей многих соревнований по конному спорту – в частности, стиппль-чезу и конкуру.
  4. наконец, признана национальной гордостью Германии.

Как нам кажется, вышеперечисленные причины вполне достаточны для того, чтобы посвятить тракененской породе отдельную статью, тем более что, говоря о ней, мы вспомним о ряде исторических событий, и прежде всего – о деятельности Тевтонского рыцарского ордена (1190 – наши дни).

Предыстория породы

Нередко можно слышать утверждение, что война – двигатель прогресса. Как бы нам ни была противна мысль о признании за войной хоть каких-то заслуг в истории человечества, но в некотором смысле эти слова справедливы. Бурная история тракененской породы лошадей – яркое тому подтверждение. Официальная дата её создания – 1732 год, когда указом прусского короля Фридриха Вильгельма I (1688-1740) на территории между Гумбиненом (ныне г. Гусев, Калининградская область, Россия) и Сталупенями, где когда-то охотились литовские князья, был основан королевский конезавод, призванный объединить все существовавшие на то время прусские конезаводы. Однако основу для тамошнего поголовья составили лошади, чьих предков выращивали ещё рыцари Тевтонского Ордена. В своё время потребности Ордена в сильных выносливых лошадях были огромны, поскольку с начала XIII века его рыцарей стали приглашать польские и венгерские князья для защиты от половцев и пруссов, посягавших на их земли. Очень быстро служба в качестве наёмников превратилась в самостоятельную экспансию польских, прусских и прибалтийских земель, и вопрос выращивания подходящей для использования в захватнических походах породы лошадей встал очень остро.

Среди историков нет единого мнения относительно того, какие именно породы той поры использовались для выращивания орденской боевой лошади. В различных источниках можно встретить две равнопопулярные версии. Одна гласит, что тевтонцы скрещивали жмудских кобылиц (северо-западная часть Литвы, известная ещё как Жемайтия) с арабскими жеребцами, а затем – с рыцарским конём-дестриером, чьи качества в полной мере проявились во времена крестовых походов. Другая версия возводит родословную лошади Тевтонского ордена к швейкенскому пони, чьим предком является мышастый коник польский. Вполне возможно также, что речь идёт об одних и тех же лошадях, поскольку «швайками» (или «швейками») назывались мелкорослые выносливые кобылы лесного типа, отличавшиеся грязновато-серым окрасом и разводимые в то время на землях Прибалтики и Польши.

Как бы там ни было, но выращивание пригодной для войны лошади шло быстрыми темпами: Орден воевал с Новгородским и Галицко-Волынским княжествами, участвовал в подавлении периодически вспыхивавших восстаний жемайтов, одновременно пытаясь соединиться с землями Ливонского ордена. Вскоре к числу его врагов присоединилось Великое Княжество Литовское, ставшее погубителем орденской военной мощи в знаменитой Грюнвальдской битве (1410 г.). За десять лет до этого Орден, по данным некоторых историков, имел 30 собственных конезаводов и огромное по тем временам поголовье, насчитывавшее около 14 тыс. лошадей. Грюнвальдская битва стала поворотной в истории Ордена: из захватнического государства он превратился в государство, по преимуществу обороняющееся. В 1525 году великий магистр Ордена Альбрехт Гогенцоллерн, племянник польского короля Сигизмунда II Августа, объявил о сложении своих полномочий и секуляризации орденских земель, на которых было образовано светское государство Пруссия. Будучи на первых порах вассалом Польши, а впоследствии – одним из множества мелких немецких княжеств, оно уже не нуждалась в мощной кавалерии, и на полтора столетия развитие тевтонского коневодства пришло в упадок.

Трудные «роды»

Новый толчок развитию коннозаводства дал упомянутый нами указ Фридриха Вильгельма I. Причины, по которым была выбрана местность, отличающаяся сырым климатом и заболоченными почвами, так и остались невыясненными, но вряд ли это была «прихоть на пустом месте» человека, стремившегося превратить Пруссию в сильное государство и ещё при жизни прозванного «королём-солдатом». К охотничьим угодьям, о которых мы уже упоминали,  были присоединены земли фольварка Гросс Тракенен (ныне территория совхоза «Ясная поляна» Нестеровского района Калининградской области, Россия) и поместий Викинлаукен и Иодслаукен, присланные из Мемеля (ныне г. Клайпеда, Литва) прусские солдаты за один год осушили болота, и закипела стройка.

Согласно некоторым источникам, численность лошадей нового завода на тот момент составляло 1101 особь, среди которых были 513 маток преимущественно датских и восточных пород. Их, а также вновь привлечённых к делу лесных шваек, скрещивали с отборными жеребцами семи видов – датского, арабского, берберийского, неаполитанского, турецкого, персидского и испанского (можно также встретить сведения об участии в селекции татарских и польских лошадей). Незадолго до своей смерти Фридрих Вильгельм I подарил конезавод своему сыну Фридриху, прозванному впоследствии «Великим», и для завода начались трудные времена. Поначалу Фридрих отнёсся легкомысленно к подарку и не изменил своего отношения даже после своего восшествия на престол. Урезав финансирование, которого было недостаточно даже при его отце (по некоторым сведениям, дело доходило даже до кровосмешения лошадей), он забирал лучших четырёхлетних жеребцов, которых продавал и раздавал своим придворным. Однако доход от продаж казался невысоким, и Фридрих неоднократно угрожал Тракененскому конезаводу расформированием, всячески игнорируя просьбы обер-шталмейстера (главного управляющего конезавода).

На конец 1746 года благодаря такому отношению в конезаводе числилось 1196 голов, из которых:

  1. 865 – лошади собственной селекции.
  2. 228 – неаполитанских, закупленных в Богемии.
  3. 103 лошади и осла для мулопроизводства.

К февралю 1747 года численность возросла до 1256 особей, однако трудности никуда не исчезли. Сено было некачественным, кормов не хватало, и даже стояли лошади в стойлах чуть ли не на голове друг у друга. Видя столь бедственное положение дел, советник по надзору за государственными землями Гумбинена Йохан Фридрих Домхардт (1712-1781), получив королевское разрешение, сократил численность заводского маточного поголовья завода примерно на треть (с 482 голов до 300). Это позволило высвободить производственные помещения, несколько улучшить кормление оставшихся лошадей и удалить неаполитанских кобыл, не отвечавших целям воспроизводства. Взамен удалось добиться возвращения 32 тракененских жеребцов-производителей, забранных в своё время королём.

Однако настоящим врагом для конезавода стал не прусский король, а Семилетняя война (1756-1763), чуть не погубившая завод и вместе с ним всё прусское коневодство. Русские казаки, захватившие Восточную Пруссию, увели лучших лошадей конезавода, фактически поставив его на грань уничтожения. Возможно, так бы и случилось, если бы не присяга на верность российской императрице Елизавете Петровне, которую принесли жители захваченного русскими Кенигсберга (ныне Калининграда) в январе 1758 года. В их числе был и Домхардт, спасший этим поступком и вверенные ему земли, и сам конезавод от окончательного разграбления и чрезмерных налогов. Русская оккупационная администрация всячески поддерживала тракененское коневодство и даже предложила Домхардту приобрести для возобновления селекционной работы жеребцов донской породы. Предложение было принято. Точное число купленных дончаков неизвестно (есть сведения о четырёх жеребцах), однако два из них, Айбар и Баку, сумели оставить свой след в истории тракененской лошади. Правда, вскоре по неясным ныне причинам они были забракованы.

2___8s5m2ya8algal2vjt159

Первый взлёт породы

После окончания Семилетней войны перед Фридрихом Великим встала необходимость восстановления прусской кавалерии, почти полностью разгромленной в кровавом сражении при Кунерсдорфе (1759). Тут-то и пригодился сохранённый Домхардтом Тракененский завод, вместе со всеми захваченными землями возвращённый Пруссии по условиям мирного договора 1762 года между ней и Россией. Король наконец-то выделил средства на приобретение трёх английских чистокровных верховых, трёх датских, четырёх проданных ранее тракененских и одного георгенбургского жеребцов, и работа возобновилась. Наилучшим оказался английский жеребец тёмно-гнедой масти по кличке Питт, родоначальник одной из трёх первых породистых линий.

В 1765 году были закуплены турецкие жеребцы Мустафа и Барбе, в 1769 – английский Милорд, а в 1776 – «англичане» Вильямс, Гранби и два испанских жеребца, чьи имена история для нас не сохранила. Чуть ранее, в 1771 году, Фридрих в знак своего благоволения подарил конезаводу ещё несколько жеребцов – «англичан» Гарисона и Адмирала и «турков» Басса, Ганнибала, Принца и Эфенди, из которых наиболее ценным оказались Ганнибал и Адмирал. Все эти производители внесли неоценимый вклад в формирование породы, которая уже очень скоро доказала королю свою результативность. В неоднократных соревнованиях на преодоление расстояния из Потсдама в Берлин (около 40 км.) по песчаной дороге, которые устраивал Фридрих Великий, тракены на полчаса опережали лучших русских, английских и мекленбургских лошадей. Это не осталось незамеченным, и слава о них распространилась сначала по Пруссии, а затем далеко за её пределами. Популяризации породы способствовала и деятельность основанной в 1779 году случной конюшни, на которой местных крестьянских кобыл спаривали с тракенскими жеребцами. Полученное потомство ценилось в несколько раз выше, чем обычное.

По-настоящему отношение к заводу изменилось со смертью Фридриха Великого в 1786 году. Его преемник король Фридрих Вильгельм II со вниманием отнёсся к достижениям и нуждам Тракененского конезавода, распорядившись, чтобы все заводские доходы шли на приобретение новых производителей. Оберландшталмейстером Пруссии был назначен потомственный коневод, называвший сам себя «ветеринарным прапорщиком» Карл фон Линденау (1755-1842). Он не только сохранил и развил идеи Домхардта, но и вывел коневодство на государственный уровень. По его указанию на заводе была проведена жесточайшая выбраковка всего поголовья, после которой остались только чистокровные и арабские производители. О том, как отбирали поголовье, может свидетельствовать хотя бы тот факт, что из завода вывели даже потомков упомянутого нами Питта, по неясным ныне причинам не устроивших Линденау. С 1787 года новорожденных лошадей стали клеймить специальным тавром – семиконечным рогом лося, который выжигали на правом бедре. Тогда же были выработаны стандарты породы.

Расцвет

В эпоху наполеоновских войн завод пережил две эвакуации, одна из которых оказалась тяжёлым испытанием для породы (на родину вернулось меньше чем две сотни лошадей), а с 1814 года в её истории началась страница подъёма. Новый шталмейстер В. фон Бугсдорф упрочил использование английской верховой породы при селекционной работе, наладил строгий учёт лошадей и ввёл практику давать новорожденным жеребятам клички. Впоследствии всё это пригодилось при заведении в 1878 году первого тома племенного студбука.

Порода успешно развивалась в течение всего столетия, а вместе с ней – и сам завод. К концу века он состоял из 12 конюшен (1 центральных и 11 вспомогательных) и представлял собой мини-государство площадью в 13 тыс. 760 гектар с собственными больницей, училищем, почтой, гостиницей и кирпичным заводом. Конезаводу принадлежали стадо коров и обширные поля, засевавшиеся люцерной, клевером и вико-овсяной смесью, а персонал имел свою униформу. Всё лошадиное поголовье делилось на группы по мастям: рыжая, гнедая/бурая, смешанная и доминирующая чёрная.

Работали с лошадьми так. В 5-6 месяцев от маток отнимали молодняк и переводили на взрослый рацион. С середины мая по начало октября жеребята паслись на пастбищах, и даже в холодное время года им устраивали пробежку. Так они воспитывались до трёх лет, после чего в начале мая необъезженными поступали в стипльчезную конюшню. В июле они уже участвовали в первых испытаниях на дистанции в 2 километра с 5-6 небольшими препятствиями. С возрастом дистанция увеличивалась до 4-5 километров, препятствия также усложнялись. Так продолжалось до ноября.

Каждую осень на завод приезжала комиссия в составе управляющего коннозаводством, директоров заводских конюшен, офицера и члена иппологического общества. После осмотра ею четырёхлетнего поголовья 40 лучших лошадей распределялось по заводским конюшням, 30 отсылалось в королевские конюшни в Берлине, а остальные, выбракованные или не попавшие в эти группы, продавались на аукционах и впоследствии использовались в частном разведении. За короткое время порода распространилась настолько, что к концу XIX века, по мнению ряда историков, каждая лошадь на территории Германии могла похвастаться родством с нею. Помимо этого, ею укомплектовывалась и армия.

В это же время завод обзавелся ещё одним клеймом – двойным рогом лося, который выжигался на левом бедре. Им клеймили лошадей восточно-прусского происхождения, имевших кровь тракенов.

Участвовали тракены и в международных состязаниях, где быстро заявили о себе. В 1912 году, например, мерин Пекколини за выездку в Копенгагене получил золотую медаль. Использовались они и как улучшатели для многих знаменитых ныне пород лошадей.

2___8s5m2ya8algal2vjt159

Тракененская порода в двадцатом веке

Печальные для Германии итоги Первой мировой войны переориентировали тракененское коннозаводство на нужды сельского хозяйства, поскольку по условиям Версальского мира ей, в частности, запрещалось держать кавалерию. В 1922 году ландшталмейстером был назначен Зигфрид фон Лендорф, при котором половина чистокровных производителей была заменена полукровными жеребцами местной селекции, среди которых выделялся восточнопрусский жеребец Дампфросс. По мнению Лендорфа, это способствовало усилению породы. Единственное исключение сделали для линии английского жеребца Персиммона, которым владел принц Уэльский, будущий король Англии Эдуард VII. Его потомки, Совершенный и Темпельхютер, стали основателями родословной современных тракенских лошадей. Вклад Темпельхютера был столь велик, что его бронзовая статуя одно время даже украшала парадный подъезд главной конторы конезавода.

Успехи тракенов в конном спорте по-прежнему впечатляли: в 1924 году на парижской Олимпиаде мерин Балтэ стал чемпионом в троеборье. На протяжении 15 лет, с 1921 по 1936 года, тракены из разных стран становились призёрами Большого Пардубицкого стипль-чеза. Особенно отличился среди них жеребец по кличке Витязь, 5 раз занимавший призовые места. В 1925 году первые тракены появились и в СССР.

Главный упор в воспитании породы делался на выработке и совершенствовании таких качеств, как добронравие и послушание, также велась работа над улучшением экстерьера и некоторых присущих ей недостатков – например, «сырых суставов». В заводе снова появились чистокровные арабские жеребцы, а новое потомство начали испытывать не только под седлом, но и в упряжи. Значительный след в истории породы оставили потомки жеребца Дампфросса. В настоящее время присутствие их имён в родословной той или иной лошади является своеобразной гарантией качества.

1936 год стал для тракененской породы и для завода годом триумфа. В троеборье на берлинской Олимпиаде победила немецкая офицерская команда, выступавшая на тракенах, а жеребцы Кронос и Абзинтх заняли первые два места в выездке. В общей сложности лошади тракенской породы завоевали тогда 6 золотых медалей. Для них открывались блестящие перспективы, но очередная война снова внесла свои жестокие коррективы: тракенов стали использовать в качестве тяжеловозов для перевозки артиллерийских орудий.

С приближением советских войск к Восточной Пруссии в очередной раз встала необходимость эвакуации завода, однако разрешение на вывоз наиболее ценных производителей было получено лишь в сентябре 1944 года, когда значительная часть поголовья погибла в результате ожесточённых бомбёжек Кенигсберга и Тракенена. С большим трудом новому директору конезавода Эрнсту Элеру удалось отправить поездом на Запад 139 жеребцов и жеребых кобыл. И лишь через месяц, в октябре, немецкие власти разрешили ему осуществить полную эвакуацию завода – вернее, то, что от него оставалось. За шесть часов 800 голов, разделённых на 10 табунов, прошли расстояние в 70 километров от Тракенена до Геогенбурга, где были разделены и далее двигались по разным направлениям – таким образом Элерт хотел спасти как можно большее количество лошадей. Вскоре поголовье попало в оккупационную зону союзных англо-американских войск, где директору удалось получить разрешение на вывоз двух жеребцов, шести жеребят и 28 маток. Остальные попали в руки советских частей и были отправлены в СССР.

После войны

После Второй мировой войны тракенская порода оказалась рассредоточенной в трёх странах – ГДР, ФРГ и Советском Союзе, – и в каждой из них её история сложилась по-разному.

В ФРГ деятельность по её восстановлению началась с образования в 1947 году Западногерманского Тракененского союза, утвердившего за собой право на использование клейма в виде двойного рога на левом бедре. Основу возрождения составили те самые лошади, что были спасены Элертом при выходе из союзной оккупационной зоны. Кроме того, использовались лошади из частных конюшен. Если они были выходцами из Восточной Пруссии и имели хорошую родословную, их признавали тракенами. Восстановление шло трудно, многие поначалу не верили в успех предприятия, считая, что чистые линии породы уже безвозвратно утеряны. В 1956 году было зарегистрировано всего лишь 602 кобылы и 45 жеребцов – наименьшее количество за всю историю вида. Однако к началу 60-х годов чистота породы была восстановлена полностью.

В ГДР заводчики пошли по пути улучшения физических качеств тракенов. После объединения Германии в 1991 году заводы ГДР были расформированы, а их поголовье после отбора рассредоточено по остальным немецким конезаводам.

В СССР трофейные тракены были направлены на конезавод имени Кирова (Ростовская область). С апреля по октябрь 1945 года на завод поступили 439 жеребцов, 350 кобыл, 201 голова одно-двухлетнего молодняка и 157 новорожденных (из них 15 сирот). Из-за резкой смены условий содержания большая часть привезённых лошадей стала болеть, абортироваться и гибнуть, поэтому поначалу казалось, что тракенская порода в СССР не выживет. Есть сведения, что поначалу на их основе хотели вывести новую породу под названием «кировская», но в дело вмешался С. М. Будённый, и от этой затеи отказались, решив сохранить и воссоздать чистоту породы. Для этого начали искать лошадей по всему СССР, устанавливая принадлежность к породе лишь по тавру. В 1958 году был составлен план работы с племенной породой на 11 лет. Одно время хотели освежить кровь тракенов путём их скрещивания с завезёнными из Польши жеребцами упряжного типа, но это привело к ухудшению породных качеств. Когда же выяснилось, что некачественными были польские лошади, от этой затеи тоже отказались.

Со временем планомерная тщательная работа по восстановлению породы дала свои результаты, что позволило в 1960 году советским спортсменам успешно выступить на тракенских лошадях на Римской Олимпиаде, что заставило советские власти обратить на породу пристальное внимание. Её поголовье появилось ещё на нескольких советских конезаводах и на племфермах некоторых колхозов и совхозов. В 1974 году был выпущен первый том Госплемкниги тракенской породы, содержавший два раздела: чистопородный и нечистопородный. В Германии, а затем и в других странах мира был официально признан термин «русский тракен».

Русские тракены оказались достойными родственниками чистокровных немецких представителей, и в 1997 году России наряду с некоторыми другими странами было дано право использования породного клейма – правда, с некоторыми отличиями (семиконечный рог с буквой «К»). В 1989 году была учреждена Ассоциация тракененского коневодства, занимающаяся популяризацией и сохранением этой породы лошадей. Благодаря её деятельности и контролю порода разводится в чистоте без всяких примесей и подвергается суровому тщательному отбору.

В настоящее время лошади русской ветви тракененской породы пользуются даже большей популярностью и спросом, нежели немецкие: считается, что немецкий тракен обладает более нестабильной психикой, не имеет такой крепкой конституции и тяжёл на рот. Своеобразный Зал славы тракененской породы пополнился такими жеребцами-олимпийцами советского и российского происхождения, как Ковёр, Пластун, Ихор, Пепел, Топкий, Эскадрон и многие другие. Пополняется он и в XXI столетии: так, чемпионом России 2003 года стал жеребец по кличке Обзор.

Со второй половины ХХ века тракенскую породу выращивают в США, Хорватии и ряде других государств. В 1984 году жеребец-тракен американского происхождения по кличке Абдулла стал олимпийским чемпионом по командному зачёту в конкуре и серебряным призёром в личном зачёте.

Заключение

По состоянию на 2015 год в одной только Германии насчитывается около 3 тыс. кобыл и 270 жеребцов. Много это или мало? С учётом всех испытаний, выпавших на долю тракененской породы лошадей, можно признать, что это – замечательный показатель, вселяющий уверенность в её будущем. Однако у немецкого тракена есть немало проблем, которые отмечают известные спортсмены и специалисты по коневодству. Повышение кровности, которым занялись немецкие заводчики, привело к тому, что с тракененской лошадью стало сложно работать, и справиться с нею могут лишь очень опытные всадники. Русский тракен признан намного более удобной и лёгкой в обращении лошадью. Плохую службу породе служит и быстрая смена поколений на Западе, которая с селекционными успехами приносит и уход от её родоначальников. В России же пытаются сохранить близость нового поколения тракенов с ними. Этим и объясняются успехи русских тракенов и их популярность во всём мире. Однако все сложности, с которыми сталкиваются заводчики, можно преодолеть. В конце концов, речь идёт о породе, которой скоро будет без малого триста лет. И наверняка она прослужит человечеству ещё дольше – если не случится новой мировой войны

Современный тракен выглядит так:

  1. рост – 162-168 см.
  2. масть – гнедая, караковая, вороная, рыжая, иногда серая.
  3. изящная сухая голова с прямым или вогнутым профилем и широким лбом, признанная многими специалистами совершенной.
  4. мощное, немного удлинённое тело с широкой грудью.
  5. длинная тонкая шея и мускулистая холка.
  6. круп овальной формы.
  7. сильные, правильно поставленные мускулистые ноги.
  8. ярко выраженные суставы.

Присущие породе качества, выработанные в течение десятилетий: лёгкость движений шага и рыси, прыгучесть, крайняя ритмичность в аллюрах, смелость и выносливость, податливость в дрессировке, добронравие и послушание. Кроме различных видов спорта, для которого она считается идеально подходящей, её используют и для селекции. В племенную книгу кобыл вносят согласно данным десятибалльной шкалы по семи критериям. Среди жеребцов отбор ещё более строгий: лишь 3% от их общего количества попадает в производящий племенной состав.

Многие специалисты называют тракененскую породу аристократической, и она с полным правом оправдывает эту точку зрения.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *