Тяжеловозные породы лошадей


Когда мы говорим о лошадях, то почти всегда имеем в виду скаковые породы. С одной стороны, это объяснимо: скакуны в силу своей роли и значения в жизни человека всегда были, если можно так выразиться, на виду и остаются в этом качестве и сейчас, с успехом выступая на спортивных состязаниях и в различных шоу. С другой стороны, в этом есть некоторая несправедливость, поскольку среди более чем трёхсот пород лошадей существует ряд т.н. «тяжеловозных», или тяжеловозов. Они не столь заметны, грациозны и ярки, как их легконогие собратья, но без них жизнь человека была бы во много раз тяжелее и сложнее. Даже в наши дни, после механизации большинства отраслей человеческой деятельности, лошади-тяжеловозы остаются незаменимыми при выполнении ряда важных задач. К чести человека, надо сказать, что гордятся этими лошадьми ничуть не менее, чем скаковыми, и устраиваемые среди тяжеловозов соревнования, помимо силы и выносливости, воочию демонстрируют присущую им своеобразную грацию и красоту, которая не оставит равнодушным ни одного поклонника этих замечательных животных.

Сейчас уже невозможно установить, какие типы лошадей – тяжеловозные или скаковые – появились в жизни человека раньше, да это и не столь важно. Важно другое: уже на заре своей истории, занимаясь одомашниванием лошади, человек чётко разделял, для каких целей ему нужны те или иные породы. Например, согласно дошедшим до нас письменным источникам, в Древней Руси существовало три типа лошадей:

  1. милостные – по всей видимости, аналог современных скаковых или верховых пород. Они были во владении лишь у князей, самых знатных дружинников или у тех, кто был награждён лошадью в знак признания заслуг или же личной милости. Их же посылали в качестве подарка в соседнее государство или княжество.
  2. сумные. Предназначались для перевозки различных грузов в мирной жизни и в военных походах.
  3. поводные, из-за своей неповоротливости использовавшиеся лишь в обозах.

Можно предположить, что именно сумные и поводные лошади стали предками современных российских тяжеловозов.

Схожим путём шли в Европе, выращивая по отдельности лёгкие верховые породы и дестриеров – специальных рыцарских лошадей, способных нести на себе тяжеловооружённых рыцарей. По одной из версий, именно дестриеры стали предтечами современных западноевропейских тяжеловозов.

Основные европейские тяжеловозы

Современное тяжеловозное коневодство начало формироваться примерно в XVIII-XIX веках сначала во Франции, Англии и Шотландии, затем – в Бельгии и Германии. Коневоды потрудились на славу, творчески используя интуитивный опыт своих предшественников, и на сегодняшний день европейское коневодство может похвастаться такими всемирно известными породами, как:

  1. першерон.
  2. шайр.
  3. брабансон (или бельгийская тяжеловозная).
  4. булонский тяжеловоз.
  5. австралийский.
  6. клейдесдаль (или шотландский тяжеловоз).
  7. суффолк.
  8. ирландский тяжеловоз.
  9. тинкер (или ирландский коб).
  10. рейнский тяжеловоз.
  11. арденская лошадь.
  12. гафлингер.
  13. норикер.

Каждая из этих пород – предмет законной гордости той страны, где она была выведена. Европейские тяжеловозы оказали огромное влияние на развитие тяжеловозного коневодства в разных уголках мира, от Америки до Австралии. Так, австралийский тяжеловоз «родился» при скрещивании четырёх завезённых на материк пород – суффолка, шайра, клейдесдаля и першерона. Заметна роль европейских тяжеловозных пород и в создании современного российского тяжеловозного коневодства, однако ещё до их появления Россия могла похвастаться лошадью-тяжеловозом, по своим характеристикам мало чем уступавшей лучшим европейским видам.

Першерон
Першерон

Тяжеловоз-легенда

При упоминании о русских тяжеловозах в памяти невольно всплывает полузабытое ныне слово «битюг». Словарь Ожегова трактует это слово как нарицательное обозначение любого крупного коня, предназначенного для тяжёлых работ, однако данное значение появилось у этого слова уже в наши дни. Дело в том, что битюг был единственным русским тяжеловозом, известным с очень древних времён. История его происхождения теряется в тумане столетий, и мы о ней можем только догадываться. Согласно одной из версий, предками битюга были степные аборигенные кони, которых во времена Петра Первого стали скрещивать с завезёнными при нём голландскими и датскими жеребцами, а впоследствии – с орловскими рысками. Согласно второй, его предками были упомянутые нами древнерусские поводные или сумные лошади. Вполне возможно, что речь идёт об одних и тех же лошадях, существовавших в разное время. Среди историков и знатоков живописи существует вполне обоснованное предположение, что битюг как лошадь Ильи Муромца изображён на знаменитой картине русского живописца В. М. Васнецова «Три богатыря» (1881-1898, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Не верить этому предположению оснований нет, поскольку известно, что к созданию своих полотен великий художник подходил очень тщательно. В частности, ради создания этой картины он брал для своих натурщиков напрокат одежду древнерусских воинов из запасников Исторического музея и изучал все имеющиеся на тот момент источники по истории и быту Древней Руси. Косвенным подтверждением этой версии может также служить поставленный в Воронеже памятник богатырскому коню, который внешним видом очень напоминает битюга.

Названием же это слово стало лишь в XVIII столетии. Связано оно с местом выведения тяжелоупряжной лошади – долиной одноимённой реки, левого притока Дона, протекающего по территории современных Тамбовской, Липецкой и Воронежской областей. По дошедшим до нас описаниям, русский битюг, которого смело можно назвать пращуром всех российских тяжеловозов, выглядел так:

  1. высота в холке до 178 см. После селекции с другими породами – в частности, с рысаками – рост битюга стал составлять 155-165 см.
  2. широкие грудь, крестец и спина.
  3. удлинённый круп.
  4. крепкое и длинное туловище.
  5. сухие, но крепкие ноги с развитыми щётками и плотными копытами.
  6. длинная грива.
  7. волнистый хвост.
  8. основные масти – гнедая и серая. Иногда встречались рыжая и пегая.

По характеру же, если верить отзывам, это была спокойная, трудолюбивая, добрая, лёгкая в обращении и покладистая лошадь. Битюгов использовали не только для перевозок, но и по примеру древнерусских богатырей для езды верхом. К сожалению, эта лошадь не была свободна от недостатков, к которым относились тонина конечностей и плохо развитый окорок. Некоторые эксперты также отмечают, что у битюга была слаборазвитая как для настоящей тяжеловозной породы спина.

Битюгов выращивали на знаменитом Хреновском конезаводе (Воронежская губерния). Одно время они были столь распространены, что их можно было встретить и в деревне, и в городе, где их называли «ломовая лошадь». Однако к концу XIX столетия они начали исчезать. Одной из главных причин стала распашка степей и связанное с нею сокращение травяной базы, из-за чего владельцы битюгов вынуждены были кормить их неподходящим для нормального полноценного содержания кормом. Кроме того, их кровь разбавлялась и поглощалась при селекции с породами западноевропейского происхождения. В наше время, как мы уже упоминали, от породы осталось лишь нарицательное слово. Правда, некоторые историки и исследователи предполагают, что перед исчезновением битюгов с их помощью сумели вывести новую породу – воронежскую упряжную. Действительно, в её облике есть что-то от полулегендарного битюга.

Битюгов
Битюгов

Русский тяжеловоз

На рубеже XIX-ХХ веков в России стали появляться тяжеловозные европейские породы, с которыми начали скрещивать битюгов и других аборигенных упряжных лошадей. В результате селекции качества завезённых животных возобладали над характеристиками местных, поэтому специалисты говорят о поглотительном скрещивании, ставшем одной из причин исчезновения битюгов. Однако, как гласит народная мудрость, «свято место пусто не бывает», и селекция битюгов с завезёнными из Бельгии тяжеловозами арденами (а затем, по некоторым данным, с першеронами и некоторыми полукровными породами) подарила России новую породу, первоначально названную «русский арден». От своих бельгийских тёзок-родителей русских арденов отличало гармоничное сложение (бельгийцы были мелки и дисгармоничны) и хорошие качества экстерьера. Не в последнюю очередь это было достигнуто благодаря тому, что селекция проводилась под контролем учёных Петровской (ныне Тимирязевской) академии.

Новая порода, выделявшаяся среди родственных ей «европейцев», была по достоинству оценена на Всемирной Парижской выставке 1900 года, где тринадцатилетний жеребец — тяжеловоз Каравай был награждён золотой медалью. Всемирное признание повлекло за собой распространение русского ардена не только в России, но и за её пределами. Его использовали и как рабочую лошадь, и как улучшателя других пород сельскохозяйственного назначения. В 1909 году родился жеребец Караул, ставший родоначальником знаменитой внутрипородной линии. Русского ардена ждало большое будущее, но Первая мировая война и последовавшие за ней события революции 1917 года и гражданской войны неблагоприятно отразились на породе. В 1924 году насчитывалось всего лишь 92 лошади, однако, несмотря на это, работа над видом по-прежнему продолжалась. К линии Караула прибавилась линия Ларчика, рождённого в суровом 1918 году. Под влиянием этих двух жеребцов окончательно сформировалась генеалогическая и генетическая структуры породы.

По некоторым сведениям, в 30-х годах ХХ века почти все представители русского ардена по неизвестным причинам были уничтожены, однако несколько особей удалось сохранить, и после Великой Отечественной войны началось его возрождение. И лишь в 1952 году породу зарегистрировали как «русский тяжеловоз».

На сегодняшний день существует три её типа:

  1. массивный (самый крупный).
  2. уральский (отличается более длинными и оброслыми ногами).
  3. новоалександровский (характеризуется сочетанием меньших размеров с массивностью).

Внешние характеристики лошади, присущие всем трём типам, таковы:

  1. рост в холке – всего лишь 150 см., вес жеребцов – 600-700 кг., а кобыл – 550-600 кг. Новорожденный жеребёнок может весить до 250 кг.
  2. мускулистое тело.
  3. густогривость и оброслые ножные щётки.
  4. голова средних размеров с прямым профилем.
  5. короткая и широкая шея.
  6. длинная и мягкая спина.

Русские тяжеловозы отличаются следующими качествами:

  1. скороспелостью. Уже в полтора года жеребёнок может весить свыше 400 кг. Полное созревание лошади происходит к трёхлетнему возрасту.
  2. энергичностью и подвижностью.
  3. покладистым нравом.
  4. замечательной работоспособностью и тягловыми качествами. Известно, что русский тяжеловоз может перевозить грузы весом свыше 20 тонн. По отношению к весу своего тела это – наибольший вес, который способна тянуть тяжелоупряжная лошадь, выведенная в СССР.
  5. нетребовательностью к содержанию, при котором ни одно из ценных качеств лошади не пропадает и не умаляется.
  6. холодоустойчивостью.
  7. способностью работать на неровной пересечённой местности.
  8. высокой молочностью и жирным молоком, из которого в ряде регионов делается кумыс. Рекордсменка по количеству молока – кобыла по кличке Лукошка (4870 литров за 305 дней лактации).

Неудивительно, что эта порода до сих пор распространена в хозяйстве многих стран. На постсоветском пространстве её можно встретить как в российских регионах вплоть до Западной Сибири, так и в Беларуси, в Украине и на Кавказе.

1952 год стал знаменательным не только для русского тяжеловоза. В этом же году была зарегистрирована ещё одна порода, выведенная на Починковском (Нижегородская область) и Мордовском конезаводах. Речь идёт о советском тяжеловозе.

Русский тяжеловоз
Русский тяжеловоз

Советский тяжеловоз

Его основой стали помеси битюгов с арденами и першеронами и их потомки с английскими суффолками и завезёнными ещё в XIX веке из Бельгии знаменитыми рабочими лошадьми породы брабансон. Как и в случае с арденами, поначалу в новой породе возобладали качества суффолков, однако под влиянием последующей работы экстерьер и характеристики новой породы значительно улучшились. Главную роль в её создании сыграли бельгийские жеребцы Боже (родился в 1919 году), Эндижен де Лаваль (1923 г.р.), Клерон Реми (1910) и Полэн де Вер (1921). До сих пор в советских тяжеловозах в той или иной степени присутствует кровь этих жеребцов и их потомков, а линия Боже является лидирующей. Однако по сравнению с брабансонами будущие советские тяжеловозы были мельче, суше, подвижнее и гармоничнее. Что же касается влияния суффолков, то, к сожалению, кличек жеребцов, которые бы сыграли похожую по своему значению роль, история не сохранила.

В 30-х годах ХХ века появились первые жеребята с устойчивыми породными генетическими признаками, и началось постепенное удаление брабансонов и других пород из племенного производства, закончившееся к началу 50-х годов.

Советский тяжеловоз легко узнаваем по следующим особенностям:

  1. рост – 160-170 см., вес – от 700 кг. до одной тонны.
  2. голова средней величины.
  3. среднедлинная обмускуленная шея.
  4. низкая холка.
  5. широкая, ровная, иногда мягкая спина и очень широкий, раздвоенный и свислый круп.
  6. широкая грудина с округлыми рёбрами.
  7. немного суховатые, но крепкие ноги средней длины.
  8. умеренная гривастость и оброслость хвоста и ножных щёток.
  9. крепкая конституция, однако у некоторых представителей могут встречаться рыхлость и серость – остаточное наследие брабансонов.
  10. главенствующая породная масть – рыжая и рыже-чалая, иногда – гнедая и гнедо-чалая.

Породе также присущи следующие особенности:

  1. скороспелость. К полугоду жеребята весят 365 кг., а к году – 525-540.
  2. неприхотливость в содержании и способность поедать дешевые корма без последствий для своего здоровья.
  3. замечательные рабочие качества. Советскому тяжеловозу принадлежит своеобразный рекорд по грузоподъёмности, установленный жеребцом Форсом в 1957 году на соревнованиях в Тамбове, который провез груз весом почти в 23 тонны (22991 кг.) на расстояние 35 метров.
  4. высокая молочность. Рекордсменкой породы считается кобыла Рябина, от которой за 338 дней лактации было получено 6173 литра молока.
  5. спокойный темперамент.

В начале XXI столетия спрос на породу внутри России стал падать. И несмотря на то, что до сих пор советский тяжеловоз участвует в соревнованиях, занимает призовые места и пользуется огромной популярностью за рубежом как улучшатель аборигенных лошадей, Починковский завод в 2009 году был объявлен банкротом. В 2015 году подобная судьба постигла АПК «Перевозский» (Нижегородская область), также занимавшийся разведением советского тяжеловоза. Над видом нависла угроза полного исчезновения: от некогда распространённой многочисленной породы осталось лишь несколько десятков лошадей, среди которых – чемпион Раскат. Однако немногочисленные работники заводов всё ещё надеются на чудо и пытаются в тяжёлых условиях сохранить то, что есть…

Советский тяжеловоз
Советский тяжеловоз

Владимирский тяжеловоз

Ещё одна гордость советского тяжёлого коневодства – порода владимирский тяжеловоз, зарегистрированный в 1946 году. На сей раз местных упряжных лошадей скрещивали с английскими шайрами и шотландскими клейдесдалями. Три из них – Лорд Джеймс (1910 г.р.), Бордер Бренд (1910 г. р.) и Глен Албин (1923 г.р.) – стали родоначальниками породы, сформировав её тип. Линия Глен Албина до сих пор является одной из ведущих.

За всё историю развития было выведено 10 линий (линия Глен Албина – лишь одна из них), которые в силу ряда обстоятельств были распределены между двумя конезаводами – Юрьев-Польским и Гавриило-Посадским. Впоследствии был организован Владимирский племенной рассадник, где тоже начали заниматься выращиванием молодняка этой породы.

Основные её черты таковы:

  1. рост в холке 163-170 см., вес – от 758 кг. до одной тонны, обхват груди – 198 см., обхват пясти – 23,5 см.
  2. большая голова с выпуклым профилем.
  3. длинная мощная шея.
  4. косо поставленная длинная лопатка.
  5. удлинённая спина с широкой поясницей и умерено спущенным крупом.
  6. крепкие, правильно поставленные оброслые ноги (наследие шайров).
  7. густые грива и хвост.
  8. скороспелость. Уже в трёхлетнем возрасте молодая лошадь формируется полностью как взрослая.

Масть тяжеловоза – по преимуществу гнедая, хотя встречаются также вороные и рыжие представители этой породы. Из черт характера следует отметить свойственные всем тяжеловозам дружелюбие, спокойствие, покладистость и уравновешенность.

Владимирский тяжеловоз отличается необычайной для тяжеловозных пород резвостью и способен, несмотря на свою массивность, пробежать без груза расстояние в 1600 метров за 3 минуты. Этой породе принадлежит рекорд пробега двухкилометровой дистанции с грузом в полторы тонны за 5 минут, а по соотношению «вес – скорость движения – выносливость» она превосходит даже советских тяжеловозов.

Сегодня порода также переживает не самые лучшие времена (по данным ВНИИ коневодства, на 2015 год на заводах было сосредоточено всего лишь 113 маток и 20 производителей), однако как лошадь для активного отдыха владимирский тяжеловоз незаменим для многих ценителей. Популярны и соревнования (знатокам хорошо известны имена неоднократных победителей-владимирцев Газолина и Легендарного), и участие в праздниках в качестве прогулочной лошади… Поэтому хоть и нельзя говорить о возрождении и полноценном развитии породы, но и от упадочного состояния она пока ещё далека.

Владимирский тяжеловоз
Владимирский тяжеловоз

Заключение

Каждая лошадь – это часть красоты. Не являются исключением и тяжеловозные породы лошадей. Грустно осознавать, что с развитием человечества места для такой красоты остаётся в его жизни всё меньше и меньше. Слава Богу, существуют ещё энтузиасты, поклонники тех или иных пород, благодаря которым, в частности, ещё не исчез советский тяжеловоз, но надолго ли их хватит? С другой стороны, многие заграничные породы лошадей переживали в своей истории не лучшие времена и часто стояли на грани исчезновения, однако выжили и сейчас развиваются на радость поклонникам конного мира. Возможно, что подобное будущее ждёт и русские тяжеловозные породы. По крайней мере, нам искренне хочется в это верить.

В заключение же мы предлагаем вам посмотреть вот это видео, на котором герои нашего материала предстанут перед вами во всей своей красе.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *